Потребность БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ | Юридический блог

Потребность БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ

На Малой Охте более двух лет назад (в апреле 2012 года) на базе Адвокатской консультации №46 «Заневская» открылся первый в Красногвардейском  районе города  Центр медиации и переговоров, занимающийся внесудебным урегулированием споров и конфликтов. Центр до сих пор в районе – единственный. Беседую с адвокатом и медиатором в одном лице -  Лилией Ивановной Вилковой, главой этого центра.

*Лилия Ивановна, так что же такое МЕДИАЦИЯ?

- Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной лишь в том, чтобы стороны разрешили свою проблему максимально выгодно для обеих сторон. Медиация является как дополнением к традиционному судебному процессу, так и альтернативой ему, способствует достижению целей правосудия более конструктивными и менее репрессивными средствами. Переговоры проходят конфиденциально, и участие в них добровольное.
Медиация ориентируется, скорее всего, на то, что каждая из сторон понимает под справедливостью, чем прямо на юридические законы, прецеденты и правила. В то же время ни сам процесс посредничества, ни достигнутое в его ходе соглашение не противоречат закону.

*Медиация  – процедура новая?

- Использование посредников для разрешения споров идет  с древнейших времен. Историки нашли упоминания о них даже в свидетельствах  Вавилона. В Древней Греции существовала практика использования посредников.  Древнее Римское право также признавало посредничество. Римляне использовали различные термины для обозначения понятия «посредник» - intercessor, philantropus, interpolator, conciliator и…   mediator.

Медиация в её современном понимании стала развиваться во второй половине XX столетия. Первые попытки её применения, как правило, касались разрешения споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов местных сообществ и заканчивая сложными конфликтами в коммерческой и публичной сфере.

* Если есть назревший конфликт и желание урегулировать его без вмешательства  суда, необходимо воспользоваться возможностью примирительной процедуры?

- Конечно! Пойти в суд никогда не поздно, но не всегда полезно! Термин «Примирительные процедуры» - синоним понятия «Внесудебные способы разрешения  споров». В России часто под примирением ошибочно подразумевают прощение обид, отказ от ранее заявленных претензий и начало отношений с «чистого листа», то есть некое «всепрощение». Естественно, что у человека оказавшегося в конфликте это вызывает отторжение, ведь он хочет восстановления справедливости, удовлетворения своих интересов.  Так судить о термине «Примирительной процедуры»  неверно. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля термин "мирить" означает "примирять, устранять ссору, улаживать несогласие, вражду, заставляя сладиться полюбовно".

Таким образом, примирение свидетельствует о полном устранении существовавшего в прошлом спора, ведь стороны пришли к восстановлению согласия между собой. Важно отметить, что «примирение» имеет еще и психологический подтекст: бывшие стороны спора, соглашаясь внутренне с принятыми решениями, регулирующими спор, живут далее и взаимодействуют между собой,  минуя  дискомфортное состояние.

* В процессе медиации достигнуто соглашение, имеет ли оно обязательный характер и будет ли оно исполняться?

Соглашение, заключенное по итогам процедуры медиации – это гражданско-правовая сделка, и заключена она может быть а) без обращения в суд, а также б) при наличии судебного спора между сторонами. В последнем случае подписанное сторонами соглашение утверждается судьей, рассматривающим дело и его исполнение не отличается принципиально от исполнения судебного решения.

Задача медиатора – качественно провести весь процесс медиации, чтобы не только заключить соглашение, но и юридически грамотно отработать его содержание. От него во многом зависит, чтобы соглашение было исполнимым и исполненным. Преимущество медиатора - адвоката - в знании права и владении юридической техникой, которые он применяет при составлении медиативного соглашения для сторон конфликта.

* Дает ли медиатор советы и консультации?

Медиатор не консультирует стороны, не дает советов и не оценивает «кто же прав, а кто виноват».  Примирительная процедура направлена на урегулирование конфликта «здесь и сейчас» и на будущее время. Медиатор - не психолог, который ищет корни конфликта в далеком прошлом, хотя эмоциональный аспект медиатором тоже исследуется. Медиатор – это посредник в налаживании диалога, поскольку потребность быть услышанным – фундаментальная  потребность  человека.

В конфликте стороны излишне сосредоточены на своих позициях из-за недостатка информации или ее односторонности, медиатор призывает их внимательно выслушать друг друга и посмотреть на проблему с позиции другой стороны, с целью побудить решать конкретную проблему разными вариантами и способами.

* Но зачем обращаться к медиатору, если есть юристы и адвокаты?

Адвокат  и юрист действуют  через норму закона, а медиатор  через переговоры и согласование интересов. Почти всегда юристы и адвокаты не являются профессиональными переговорщиками. Да и не все споры можно решить юридическими методами. Закон бессилен там, где всё зависит от договоренности сторон.

Ко  мне обратилась семья, пребывающая на грани развода.  Шесть месяцев назад в ней  появился новорожденный. Ребенок часто просыпался ночью, изматывая родителей. Муж, - студент последнего курса ВУЗа,  хотел спать в другой комнате, чтобы высыпаться перед  занятиями, однако жена требовала его присутствия в одной с  ребенком комнате. Ситуация была излишне накалена: ведь жена полагала, что страдать должны оба. В  процессе медиации,  стороны договорились, что если муж будет высыпаться ночью, то станет приходить домой менее уставшим и сможет несколько часов  присматривать за ребенком, а жена в это время сможет отдохнуть или поспать. Казалось, вот оно - очевидное решение проблемы, но  из-за  чрезмерных эмоций  супруги расслышали и поняли друг друга только благодаря медиатору.

Еще пример. За помощью обратилась мать. Сын-подросток категорически отказывался выполнять любые  её  просьбы, поручения, требования. Подросток «ушел в себя», минимально общаясь с матерью. В ходе медиации удалось выяснить, что мальчик  был сильно перегружен дополнительными занятиями (иностранные языки, музыкальная школа, спорт), у него не оставалось свободного времени  на общение с друзьями и отдых. Когда мать поняла причину противодействия, то они совместно договорились о конкретных обязанностях и  выделении ежедневного личного времени  для мальчика. Поскольку было проявлено уважение к интересам ребенка, и он лично принимал участие в выработке соглашения, то впоследствии подросток с удовольствием стал исполнять достигнутые договоренности. Так удалось сохранить теплые и доверительные отношения между матерью и сыном.

*Скажите, пожалуйста, нужна ли медиация, если можно выиграть дело в суде?

Медиация – не единственный способ урегулирования спорных вопросов. Иногда принципиально важно или выгоднее воспользоваться другими возможностями. Однако стоит помнить, что суд – состязательный процесс, и одна из сторон непременно проиграет, хотя обе надеются на лучшее. Кроме того, выигравшая сторона зачастую по решению суда получает не совсем то или совсем не то, на что рассчитывала.

Даже если решение суда вас полностью устраивает, не так-то легко добиться его практической реализации, поскольку второй стороне оно невыгодно. Более того, если вы выиграли и получили желаемое, это всё равно не гарантирует отсутствия нежелательных последствий.

Судебное разбирательство – серьезный стресс, его атмосфера, мягко говоря, недружественная, а результатом, как правило, становится ухудшение отношений между сторонами. Медиация, напротив, проходит в атмосфере совместного поиска решения, создаваемой доброжелательным, уважительно настроенным медиатором, стороны борются не друг с другом, а с общей проблемой. Поэтому, естественно, отношения между участниками медиации улучшаются или, по крайней мере, не ухудшаются.

Кроме того, судебное разбирательство часто затягивается, например, из-за неявки сторон,  кассационных жалоб, апелляций и так далее. Медиация занимает гораздо меньше времени. Иногда, чтобы устранить проблему, достаточно одной встречи длительностью 1,5-3 часа. В более сложных и запутанных случаях может потребоваться для переговоров несколько встреч, но в сравнении с длительностью судебного процесса это малый временной отрезок.

* Кто имеет право заниматься внесудебным разрешением споров?

В России реализуют процедуры внесудебного разрешения споров профессиональные посредники – медиаторы - специалисты, прошедшие программу подготовки медиаторов, утвержденную Министерством образования и науки Российской Федерации.

*Какими ценными качествами  обладает  медиатор?

В основе процедуры лежат человеческие взаимоотношения и потому медиатору  должны быть свойственны человеколюбие, терпение, оптимизм, умение слушать,   а также уважительное отношение к различным мнениям. Очень важны коммуникативные навыки: умение быстро строить отношения и завоевывать доверие, сохраняя нейтральность и беспристрастность. И конечно нужно иметь чувство юмора, чтоб разрядить обстановку при накале эмоций конфликтующих сторон.

* И в завершении беседы расскажите немного о себе.

Как адвокат защищаю  права и интересы граждан с 1993 года.  Большой жизненный  и профессиональный опыт, психологические знания позволили мне сделать вывод: судебный спор  разрушает межличностные и партнерские отношения.

После принятия в  июле 2010 года Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника»,  задумалась  о возможности помогать людям без углубления  конфликта в судебном споре. В начале 2012 года прошла профессиональную переподготовку на кафедре конфликтологии Санкт-Петербургского государственного университета. В том же году получила Международный Сертификат о завершении обучения по теории и практике разрешения конфликтов. 

В процессе медиации помогаю  договориться, услышать друг друга, увидеть конкретную ситуацию и факты без интерпретаций и искажений, а также рассмотреть варианты решений, которых, как правило, бывает гораздо больше, чем стороны себе представляют во время конфликта.

Могу составить грамотное медиативное соглашение, которое, соответствуя требованиям  законодательства, защитит права и интересы всех участников спора. 

Награждена Медалью  2 степени «За заслуги в защите прав и свобод граждан».

*Что ж, медиация действительно может помочь многим. Если есть намерение обратиться в суд, прежде стоит попробовать процедуру досудебного урегулирования спора. Конфликт может быть исчерпан еще до порога суда к обоюдному удовлетворению противоборствующих сторон. Лилия Ивановна, как работает Центр Медиации и переговоров?

- Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 11.00 до 19.00 в Адвокатской консультации №46 «Заневская» (ул. Стахановцев, дом 2). Пожалуйста, звоните, записывайтесь на прием: 945-8938, 444-4255. Буду рада помочь.



Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, мы свяжемся с вами!