Юрист (адвокат) по услуге «Должностные преступления» | Защита по уголовным делам

Должностные преступления

В уголовном праве насчитывается около 500 преступлений, среди которых должностные преступления занимают отнюдь не самую малочисленную группу и составляют примерно 1/7 от общего числа преступлений. Следует отметить, что в последнее время высшие органы государственной власти заняли активную позицию по борьбе с коррупционной составляющей нашего общества, в результате чего защита по должностным преступлениям осложнилась в разы.

Если еще лет 7-6 назад к назначению наказания за должностные преступления суд относился снисходительно, а прокуратура «не зверствовала», то в настоящее время об этом можно лишь вспоминать с грустью. Тенденция прокуратуры на данный момент категорична и заключается в требовании назначения наказания в виде реального лишения свободы, да и суд проявляет снисхождение к лицам, совершившим должностное преступление, крайне редко. Это снисхождение суда надо «заработать» и в данном ключе на первое место выходит профессионализм адвоката, опыт, практика, разработка единственно-верной позиции защиты.

Не является секретом ни для кого, что немалая часть должностных преступлений, есть не что иное как иллюзорный показ борьбы с преступностью, примерно около 8 % заявлений о должностном преступлении так и остаются в материалах проверки и не доходят ни до следствия, ни до суда, но это возможно лишь при тщательном и кропотливом труде адвоката, его полной профессиональной отдаче.

Должностное преступление — это общественно опасное деяние, которое посягает на нормальную деятельность аппарата власти и совершается должностными лицами. Наказание за совершение должностного преступления предусматривается главой 30 УК РФ. Законодатель считает, что такие правонарушения могут совершать только государственные и муниципальные служащие. В сфере должностных преступлений выделяют следующие составы, которые изложены в главе 30 УК РФ:

  • Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями;
  • Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств;
  • Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов;
  • Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений;
  • Статья 286. Превышение должностных полномочий;
  • Статья 286.1. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа;
  • Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации;
  • Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица;
  • Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности;
  • Статья 290. Получение взятки;
  • Статья 291. Дача взятки;
  • Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве;
  • Статья 292. Служебный подлог;
  • Статья 292.1. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации;
  • Статья 293. Халатность.

Условно они подразделяются на следующие группы:

  • общие должностные преступления, которые могут быть совершены в любой сфере деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и ответственность, за которые предусмотрена нормами этой главы;
  • специальные должностные преступления, которые могут быть совершены лишь в отдельных звеньях и сферах деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и лишь должностными лицами, наделенными дополнительными специфическими признаками;
  • альтернативно-должностные преступления, которые могут быть совершены как должностными, так и частными лицами.

При этом, если должностное лицо совершит преступление, полностью подпадающее под признаки и общей, и специальной нормы, то на основании ч.3 ст.17 УК РФ содеянное надлежит квалифицировать только по специальной норме.

В вышеуказанных преступлениях потерпевшим и обвинителем выступает государство, что увеличивает статус государственной значимости в категории должностных преступлений, поэтому оправдательные приговоры встречаются крайне редко, поскольку любое должностное преступление снижает престиж органов государственной службы, посягает в той или иной степени на ее интересы и мешает ее деятельности. Следовательно, уголовные дела подобного рода никогда простыми не бывают.

По законодательству РФ должностные преступления имеют свою специфику – совершаются они специальными субъектами с использованием служебных полномочий, что усложняет осуществление защиты. В первую очередь сложность осуществления защиты по данной категории защиты связано с техникой и тактикой сбора доказательственной базы, она существенно отличается от иных категорий преступлений. По большинству должностных преступлений, основу доказывания составляют материалы оперативно-розыскной деятельности с учетом ряда должностных инструкций и внутренних распоряжений, которые впоследствии признаются доказательствами по делу.

Огромное значение приобретает в ключе достоверности и законности доказательств форма рассекречивания материалов ОРД, способ их приобщения к материалам уголовного дела, поскольку при наличии существенных нарушений данной процедуры. Полученные с нарушением Уголовно-процессуального закона доказательства могут быть признаны судом недопустимыми, что может повлечь за собой прекращение уголовного дела вплоть до постановления оправдательного приговора. Однако немаловажную роль играет и установление мотива совершения преступления, отсутствие которого также в ряде случаев влечет оправдательный приговор, среди юристов ходит такая поговорка: «нет мотива – нет преступления» и они имеет место быть. Следовательно, выстроить оптимальную линию защиты можно только тогда, когда учтены все факторы, влияющие на окончательное решение. Даже в самой сложной и безвыходной ситуации можно найти выход благодаря комплексной тактике защиты.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, мы свяжемся с вами!