Льготы детям войны

Льготы детям войны

По данным Минтруда России, в настоящее время в России насчитывается  примерно 13 млн. граждан, относящихся к категории детей войны,  из которых 2,3 млн. детей войны не получают никаких льгот.

До сих пор статус «дети войны» на федеральном уровне не принят.

В марте  2015 года в Госдуму внесён  проект федерального закона "О детях войны", разработанный группой депутатов нижней палаты парламента с целью устранить «историческую несправедливость по отношению к гражданам  России, которые лишились детства, и наравне со взрослыми на заводах и фабриках в колхозах и артелях ковали историческую победу над фашизмом». Так написано в пояснительной записке к проекту Федерального закона « О детях войны».

Предлагается установить правовые гарантии социальной защиты детей войны в России. При этом к указанной категории планируется относить россиян, родившихся в период с 22 июня 1928 года по 4 сентября 1945 года, постоянно проживавших на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (далее – ВОВ). Документом, подтверждающим права детей войны, предлагается учредить удостоверение единого образца. Закон планируется ввести в действие с 1 января 2016 года. На его реализацию может потребоваться около 135 млрд. руб. в год.

Согласно законопроекту, социальная поддержка детей войны предусматривает осуществление системы мер, включающей в себя:

*право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 1 тыс. руб. (ее планируется индексировать один раз в год с 1 апреля текущего года, исходя из прогнозного уровня инфляции);

*право бесплатного проезда всеми видами городского транспорта, на автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и на автобусах пригородных маршрутов в пределах области по месту жительства;

*ежегодную диспансеризацию в медицинских учреждениях субъекта РФ;  

*преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

*внеочередную установку квартирного телефона;

*внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому; *внеочередное медицинское обслуживание.

По статусу и получению льгот детей войны предлагается приравнять к труженикам тыла. При принятии закона на федеральном уровне, помимо перечисленных льгот, дети войны смогут получать скидку на оплату услуг ЖКХ;  бесплатное обеспечение лекарствами по предписанию врачей.

При этом, если у лица имеются права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, то социальную поддержку предполагается предоставлять по одному основанию по выбору лица. Кроме того, в целях защиты прав и законных интересов детей войны предусмотрена возможность создания при содействии органов власти общественных объединений.

Кроме того, установлена ответственность должностных лиц органов власти за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ о социальной защите детей войны. Одновременно дети войны смогут обращаться в суд за защитой своих прав.

С инициативами в поддержку детей войны федеральные и региональные законодатели выступали и ранее. В частности, в апреле прошлого года группа депутатов вынесла на рассмотрение законопроект, согласно которому россияне, выросшие в годы ВОВ, должны получать пособие в размере 1000 руб. в месяц, а также пользоваться рядом льгот. Документы были отклонены.

Регионы на своём уровне принимали локальные акты о детях войны — в Крыму, например, такой закон действует уже несколько лет. В РФ подобные законы приняли около 20 регионов. Однако эти законы не являются статичными, они будут пересмат­риваться, размер льгот — индексироваться, перечень льгот — расширяться. В каждом регионе установлены свои критерии отнесения граждан к категории «дети вой­ны».

В настоящее время есть надежда, что Федеральный закон» О детях войны» будет всё же  принят на федеральном уровне и станет единообразным в применении.

Необходимо отметить, что в Петербурге около 3 млн. горожан пользуются той или иной  мерой государственной поддержки.

Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» не устанавливает понятие «дети войны» , а предусматривает материальную поддержку в повышенном размере пенсионеров из числа граждан, родившихся с 22.06.1928 по 03.09.1945, не имеющих льготных категорий, как одной из самых незащищённых в социальном плане групп – пожилых людей, чьё детство совпало с тяжёлым периодом Великой Отечественной войны, вне зависимости от места их рождения и проживания в указанный период, факта гибели (пропажи без вести) или смерти в районах боевых действий в период Великой Отечественной войны их родителей, независимо от степени тяжести перенесённых тягот и лишений военных лет.

С 01.01.2015 в соответствии со ст.66 п.3  Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» гражданам, не относящимся к категориям региональных или федеральных льготников, родившимся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 1 500 рублей (далее – ЕДВ).

ЕДВ предоставляется гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определённого места жительства. Регистрация по месту пребывания права на ЕДВ не даёт.

Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, также права на ЕДВ не имеют.

Право на получение ЕДВ с 01.01.2015 года может быть реализовано только в заявительном характере - путём подачи заявления в установленной форме. Заявление может быть подано через Многофункциональные центры предоставления государственных услуг. Затем заявление будет направлено в районную администрацию, где и будет приниматься решение о прекращении выплаты ЕДВ в размере 465 руб. и о назначении выплаты в размере 1500 руб.

Обращаю внимание на то, что при обращении в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 г. ЕДВ назначается, при наличии права, с 01.01.2015 года.

При обращении после 30.06.2015 года ЕДВ назначается с месяца обращения.

ЕДВ устанавливается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ЕДВ.



Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, мы свяжемся с вами!